Изменение платы граждан за жилищно-коммунальные услуги находится под контролем государства

05.07.2013

С 1 июля 2013г. во всех регионах выросли тарифы на электрическую и тепловую энергию, газ, воду и водоотведение, в среднем рост составил 12%.

Индексация произошла не в январе, а с середины года, и эта отсрочка позволяет в целом по календарному году выйти на прирост совокупных коммунальных платежей граждан на уровне около 6 - 7,5%. Именно о таком пороге роста говорил Президент страны, ставя задачу Министерству регионального развития РФ, Федеральной службе по тарифам, главам регионов.

По информации Федеральной службы по тарифам, в тех муниципальных образованиях, где  в структуре совокупного платежа преобладает плата за электроснабжение и газ, прирост коммунального платежа с 1-го июля может составить до 15% (то есть 7,5 % в среднем по году). Также более высокий рост платы граждан за коммунальные услуги возможен в военных городках, инфраструктура которых передана в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, и в тех населенных пунктах, где тарифы на коммунальные услуги по состоянию на декабрь 2012 года были значительно, более чем в 2 раза, ниже среднего уровня в соответствующем регионе.

Сложившаяся в коммунальной сфере система тарифного регулирования предусматривает, что на федеральном уровне устанавливаются предельные индексы роста тарифов, непосредственные же величины, то есть конечные тарифы на электроэнергию, холодную и горячую  воду, стоки, отопление определяют своими нормативными актами региональные органы власти. С учетом федеральных пределов они утверждают тарифы для каждого предприятия, поставляющего коммунальные услуги, и учитывают особенности поставки ресурсов в конкретный населенный пункт.

Плата за коммунальные услуги зависит от многих факторов: этажности и года постройки дома, степени благоустройства жилья, доли общего имущества, принадлежащей жильцам в многоквартирном доме, наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета, потому что если их нет, плата начисляется по нормативу потребления, который также устанавливается региональными органами власти.

Размер платы за коммунальные услуги зависит также от поставщика коммунальных услуг, реализуемой им производственной и инвестиционной программы, складывающейся себестоимости услуг.

Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются для каждой ресурсоснабжающей организации, исходя из ее затрат на производство соответствующего коммунального ресурса. Очевидно, что такие затраты отличаются у различных организаций и связаны с протяженностью сетей, энергоемкостью установленного оборудования, способом производства, стоимостью и видом используемого топлива, количеством потребителей (т.е. объемом реализации услуги) – отсюда и различие в величине тарифов и платежей.

Коммунальные услуги, как жизненно важные, должны быть доступны для всех. Поэтому наряду с государственным регулированием тарифов и контролем за величиной затрат коммунальных предприятий, реализуются меры социальной адресной поддержки малообеспеченных семей. Если коммунальные расходы в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего человека превышают 22%, можно обратиться в органы социальной защиты для оформления адресной  субсидии и получать от государства помощь в оплате ЖКУ.

По решению Президента страны рост тарифов инфраструктурных монополий, начиная с 2014 года, будет ограничен уровнем инфляции, сложившейся по итогам предшествующего года. И такой порядок будет зафиксирован на 5 лет. Правительством будет разработан такой механизм расчетов, чтобы конечная цена для потребителей также была на приемлемом уровне и соответствовала задаваемым параметрам. В целях повышения прозрачности процесса государственного регулирования при Федеральной службе по тарифам, при инфраструктурных монополиях и региональных энергетических комиссиях будут  созданы советы потребителей.

В ОАО «РКС» отмечают: «Для ресурсоснабжающих коммунальных организаций особенно важен тот факт, что контролируемый рост тарифов на жизненно важные коммунальные услуги будет в перспективе соотноситься с ограничениями тарифов естественных монополий – поставщиков энергоресурсов, доля которых в себестоимости коммунальных услуг велика».